Взятые образцы руды были сначала испытаны в Верхотурье, где выплавили около фунта железа. Эту «плавку» вместе с пудом магнитной, четырьмя пудами и 35 фунтами железной руды отправили затем для подробной экспертизы в Москву. А уже 20 февраля 1697 года московским мастерам-бронникам «Тимошке со товарищи» было поручено «отведать, годитца ли те железа в оружейное дело». Мастера сделали из присланного железа два ружейных (пищальных) винта и доложили, что «те железа против тульского, а свицкого пожестче» — с тульским уральское железо одинаково и лишь труднее, пожестче шведского в плавке.
Пятого марта 1697 года экспертизу уральской железной руды провел «тульский железных заводов мастер Никита Антуфьев», в скором будущем знаменитый горнозаводчик Никита Демидов. Изготовив из уральского железа две фузеи с ружейными замками и два копья, Никита Антуфьев пришел к выводу: «Железо самое доброе, не площе свицкого, а к оружейному делу лутче свицкого». Может, тогда и зародилось впервые у талантливого тульского оружейника желание завладеть богатейшим Уральским краем.
С большим пристрастием были исследованы образцы уральской руды и заграничными специалистами. Они также высоко оценили ее качество. Амстердамский бургомистр Николай Витцен, например, сделал следующее заявление: «Сибирское железо в деле так преизрядно, что отнюдь лутче того добротою и мяхкостью быть невозможно».
Заключения экспертов по результатам многочисленных испытаний и отзывы мастеров внимательно проанализировал глава Сибирского приказа думный дьяк Андрей Виниус и 7 апреля 1697 года сообщил царю, находившемуся в то время за границей, что он нашел на Урале «зело добрую руду из магнита, железную, и такова, что писали из Голанской земли, лучше быть невозможно».
Четыре рудных места обследовал верхотурский воевода Дмитрий Протасьев и лишь при последнем досмотре определил район будущего Нижнетагильского завода. Он описан так: «Гора Магнитная в ясашных вотчинах вверх Тагильской волости вниз Тагила реки на левой стороне; гора поверх длиннику 300 сажен, поперек 30 сажен, в вышину от Тагила реки 70 сажен, з другую сторону тож, а среди горы пуповина чистого магнита...»
Производившие досмотр семеро кузнецов и рудоплавщиков — «Леонтий Новосёлов со товарищы» — обосновали свой выбор тем, что на реках Тагиле и Вые есть полная возможность поставить плотины для железоделательного завода. А еще они нашли удобными условия транспортировки железа зимой до Тобольска и летом до Чусовой, а оттуда водным путем до Казани и Нижнего Новгорода.
Владимир Васютинский
Источник: Издание «Нижний Тагил. 285 лет»